Хард сит - сидячий вагон с обычными креслами, вопреки их названию, кресла мягкие.
Софт сит - сидячий вагон с широкими креслами
Хард слип - плацкарт
Софт слип - купе
Поезда Z так же сохраняют деление на сидячку/плацкарт/купе, но вагоны более мажорные, новые, и поезд идёт со скоростью 160 км/ч.
Поезда D - экспрессы. В них есть деление только на 1 и 2 класс. Оба класса представляют собой сидячие вагоны. Разница в ширине кресел и общем эстетическом виде внутренностей вагона. Из-за этого, в 1 классе у каждого окна 2 широких кресла, а во втором - 3 нормальных. Кресла очень удобные, расстояние между ними адекватное, спинки откидываются. Я не ночевал в таких креслах, но могу легко себе представить, что это вполне комфортно. Эти поезда разгоняются до 250 км/ч.
После китайских ЖД я люто возненавидел РЖД. Приведу сравнительную таблицу:
Российские ЖД | Китайские ЖД |
фирменный экспресс Москва - Питер Проходит Расстояние/время = стоит примерно 2400 р. | Поезда D Проходят Расстояние/время = 160 км/ч Сидячий вагон стоит примерно 1200 р |
Фирменный скорый поезд Проходят 1000 км за 14 часов Расстояние/время = 71 км/ч Плацкартный вагон стоит примерно 1300 р. | Поезда Z проходят 1000 км за 8 часов Расстояние/время = 125 км/ч Плацкартный вагон стоит примерно 1300 р. |
Скорый не фирменный поезд Проходят 1000 км за 20 часов Расстояние/время = 50 км/ч Плацкартный вагон стоит примерно 900 р. | Поезда T Проходят 1000 км за 10 часов Расстояние/время = 100 км/ч Плацкартный вагон стоит примерно 1100 р. |
Пассажирский поезд Проходят 1000 км за 20 часов Расстояние/время = 50 км/ч Плацкартный вагон стоит примерно 800 р. | Поезда K и безбуквенные (варианты без кондиционера) Проходят 1000 км за 13 часов Расстояние/время = 75 км/ч Плацкартный вагон стоит примерно 650 р. |
Данные с http://www.pass.rzd.ru и http://www.travelchinaguide.com
Из таблицы видно, что Китайские железные дороги в два раза круче РЖД. Экспресс в России есть только между Москвой и Питером, поэтому приведено только такое корявое расстояние. Цены в РЖД имеют сезонные изменения. Тут приведены цены на ноябрь 2009. В ноябре билеты торгуются по коэфициенту 0,9. Летом по коэфициенту 1,2. Так что на самом деле, РЖД проигрывает китайским жд ещё больше.
Купить билеты на китайские поезда из России невозможно. Их можно купить только в Китае, и только на том вокзале, откуда ты хочешь купить билет. Т.е. находясь в Шанхае невозможно купить билет на поезд Ухань - Ханьчжоу. Покупка билетов в китайских вокзалах с китайскими кассами, в которых сидят китайские кассирши - дело абсолютно не проблемное.
В крупных мегаполисах на вокзалах есть специальные кассы для иностранцев, где сидят англоговорящие китаянки. Даже в обычных кассах для китайцев многие кассирши знают английский на том уровне, на котором его уместно знать кассиршам в кассах на крупных ЖД вокзалах. Но всё же основная и самая надёжная схема покупки выглядит так:
Дата, время отправления
Класс вагона
Если вы приехали в Китай летом, то просто так взять и купить билет у вас скорее всего не получится. Вам скажут "билетов нет" или что-то в этом роде. Периодически говорят "only standing". Это значит, что все билеты с местами проданы, но вам могут продать билет без места в сидячий вагон. Выглядит это вот так
Настоятельно рекомендую хоть раз проехать с билетом без места Это уникальный жизненный опыт. Нам деваться было некуда, не сидеть же, блин, по 3 дня на одном месте, поэтому почти все наши билеты были именно без места. Несмотря на это пару раз удавалось проехать на сидячих местах. Как так получалось - не знаю. Просто в вагоне, где все места заняты, а в проходах стоит/сидит/лежит куча людей, неожиданно находилось одно - два свободных сиденья. Спрашиваешь у сидящего рядом занято ли это место и если нет - садишься. Китайцы очень скромные, особенно в общении с иностранцами. Возможно это место было кем-то куплено и занято, но тот человек подошёл позже меня и просто постеснялся согнать широкоглазого бледнолицего северного варвара. Стоячие места продаются только в вагоны Хард сит и стоят почти так же как Хард сит с местами.
А теперь рассказываю один стратегический момент, который мы, к сожалению, узнали только к концу поездки. В каждом поезде есть вагон - ресторан. Обычно это вагон №10. Выглядит он вот так:
если заказать там стандартный набор хавчика, то тебя не будут выгонять из вагона ресторана всю ночь! Стоит это удовольствие 30 юаней (что безумно дорого для жратвы, но вполне уместно за СИДЯЧИЙ проезд в течение ночи). Самое главное - успеть пробиться к этому заветному вагону. Зайти в поезд можно только в свой вагон. И если он под номером 2, то вам придётся пройти 8 битком набитых вагонов, в которых тоже есть желающие попасть в один-единственный и не очень вместительный вагон - ресторан. Стоять/лежать там нельзя. Вас попросят покинуть помещение, если все места уже заняты.