Цены
До поездки в Китай я был абсолютно уверен, что т.к. всё то, что у нас продаётся как "made in China", сделано именно в этой самой China, то затраты на перевозку минимальны, а на растаможку вообще равны нулю. И поэтому стоить там всё должно гораздо дешевле... Понимание принципов мировой экономики пришло не сразу, но уже на 2й день пребывания в Китае я чётко понял: та же самая бытовая техника, электроника, компьютеры и сотовые телефоны стоят там ТАК ЖЕ или ДОРОЖЕ, чем у нас! Это факт. Никаких чудес. Единственное - там есть труЪ китайская техника, которую к нам просто не возят. Вот она стоит дёшево. Обычно это закос под известный бренд.
Внимательно присмотритесь к названиям. Это же шедевр! На одной полке, слева направо лежат: Nokla, Samsvng, Motorcla. По отзывам местных и жителей Дальнего Востока такие телефоны работают от 1 до 3х месяцев. Иногда меньше, редко - больше. Стоят такие модели около 2000 р.
Одежда в Китае действительно дешевле, что даёт челнокам возможность заработка. У нас не было времени ходить там по рынкам и магазинам, точных ценников не скажу. Но 50% населения Восточной Сибири и Дальнего Востока затариваются всей одеждой непосредственно в Китае. И примерно 80% населения покупают там шубы и пр. крупные, дорогие вещи. Это не считая челноков.
Продукты питания в Китае стоят примерно в 1,5 - 2 раза дешевле чем в среднем по России. Отдельно нужно сказать о ценах на алкоголь. Спиртное там стоит на порядок дешевле, чем у нас. Вот ярчайший пример, до сих пор будоражащий моё сознание:
Шестидясетиградусная рисовая водка за ЧЕТЫРЕ (!!!) юаня!!! На тот момент 1 юань = 4,5 р. Китайские градусы идут к нашим по курсу 1:1. И это не подвал, где тётя Клава бодяжит палёнку. Это обычный продуктовый магазин. Но всё равно, мы не стали пробовать. А вот офигенное шанхайское пиво, разлитое в бутылки 0,6 литра за 12 рублей - пробовали.
3 колеса
Одними из самых удивительных вещей в Китае мне показались 3х колёсные транспортные средства. Ну ладно, к рикшам и их прокачанным великам все привыкли. И то, что они есть как в пассажирском, так и в грузовом исполнении тоже нет ничего удивительного. Но вот такого развития этой идеи я никак не ожидал.
А вот эволюция от простейших:
До самых развитых:
Русский Харбин
Как известно, Харбин основан русскими. Название этого города ничего не означает по-китайски. В отличии, например, от Пекина (Бейдзин) - Северная столица, Шанхая - Сверху моря и т.п. Следов пребывания русских на северо-востоке Китая осталось до фига. Особенно это заметно в архитектуре:
А вот типичная, русская башенка на углу дома. Таких до фига на более-менее старых зданиях в любом российском городе.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость Союза Советских Социалистических Республик - русскими буквами написано на монументе.
Построенная в конце 19 века церковь.
А это я не понял что. На русском ничего не подписано. Блин, это чё, Гоголь? Он-то какое отношение к Китаю имеет?
Метро
Как и о многих вещах в Китае, о метро нельзя ничего сказать однозначно. Перечислю некоторые, удивившие меня вещи.
В Пекинском метро очень крутые, высокотехнологичные вагоны. Все вагоны поезда соединены гофрой (как длинные такие автобусы у нас) и между ними можно спокойно проходить. Над каждой дверью висит панель:
Зелёные лампочки - станции, которые уже проехали. Жёлтая - станция, на которую мы сейчас приедем. Красные - куда ещё не доехали. Это очень удобно. Не надо считать станции и вслушиваться в объявления. А если заснул, то когда проснёшься - сразу узнаешь, где ты есть.
Но при этой крутизне вагонов станции выглядят довольно убого. Это переход между двумя разными ветками:
Типичная станция:
Слабая претензия на хай тек присутствует только на самых центральных станциях:
Проезд стоит 2 юаня вне зависимости от расстояния (как у нас). В пекинском метро карточки продают кассиры. Автоматов по продаже карточек замечено не было. Это дико неудобно и тупо. Постоянно приходится стоять вот в таких очередях:
В Шанхайском метро всё несколько не так. Во-первых, там не было замечено ни одного кассира. Карточки можно купить только в автоматах.
Их огромное количество на каждой станции, поэтому очередей нет вообще. Стоимость проезда зависит от расстояния и колеблется от 1 до 4х юаней. Узнать стоимость проезда между любыми двумя станциями можно в том же автомате по продаже карточек. На карточках не число поездок, а как бы кредит юаней. Вы можете купить карточку с любым номиналом. Турникеты работают на входе и на выходе. На входе для того, что бы зафиксировать на какой станции вы зашли, а на выходе, что бы зафиксировать на какой вышли и снять соответствующую сумму. Всё просто и продуманно.
Вагоны новые, хорошие, также соединены гофрой, но крутых панелек не имеют. Зато станции, все, на каких был, поприличнее. Соответствуют образу города 21 века.
Самая жесть, которая ждёт пассажира шанхайского метро - реклама в туннелях между станциями. Она есть не на всех перегонах, но это блин выжирает моск. По всей длине туннеля идёт жидкокристаллический экран. Он, конечно, довольно хренового разрешения, но всё же... Когда поезд начинает двигаться, картинка на экране тоже начинает двигаться. Сначала изображение или немного отстаёт или наоборот, немного опережает движение, но через несколько секунд поезд и экраны как-то синхронизируются и картинка летит точно со скоростью состава. Такое только азиаты могли придумать...